|
||||||||||||||||||||||
|
|
В настоящее время обучать детей чтению принято в возрасте 6-7 лет. К этому возрасту малыш уже достаточно самостоятелен, многое умеет и понимает, способен удерживать внимание и дольше концентрироваться. Но существует и другая точка зрения, что обучать ребенка чтению нужно начинать гораздо раньше – с 3-х лет. 3 года – время, когда маленький человек начинает задавать много вопросов. Именно в этом возрасте развивается логика, пространственное мышление, ребенок 3-х лет уже способен запоминать большие объемы информации. Именно это момент самый подходящий для того, чтобы расширить кругозор карапуза. Конечно же, вряд ли в 3 года Ваш малыш научиться читать бегло, как взрослый. И вряд ли он будет в этом возрасте способен осознать смысл сложных текстов. Поэтому следует начинать с самого простого – с букв. Обучение чтению должно превратиться для маленького первооткрывателя в увлекательную игру.
Используйте игрушки В настоящий момент существует немало игрушек, пособий, настольных игр, которые помогут Вам с обучением чтению, - всевозможные азбуки, мозайки, пазлы, кубики. Такие игрушки помогают ребенку запомнить форму букв и связь формы со звуком, который означает буква. Для лучшего запоминания лучше приобрести сразу несколько видов игрушек – будет разнообразие и малыш не заскучает. Буква по сути – это изображение (или форма) + звук. Запоминание связи между ними происходит непосредственно при произношении/озвучивании, либо с помощью визуально-аудиальных ассоциаций – как правило, через сопутствующие азбуке картинки.
Азбуки Обязательной покупкой должна стать настенная азбука со встроенным звуком, её можно повесить на дверь или стену – так чтобы малыш мог сам дотянуться до нее. Такая игра будет постоянно перед глазами у ребенка, и он сможет учиться не только в Вашем присутствии, но и в то время, когда вы заняты домашними делами. Достаточно объяснить малышу связь между графическим изображением буквы и того звука, который издается при нажатии на нее. Некоторые азбуки запрограммированы таким образом, что просят выполнить задание – выбрать определенную букву с дальнейшим подтверждением правильности ответа. Как правило, практически любая азбука дополнена ассоциативными картинками. Поэтому прежде чем учить ребенка читать, надо обязательно «пройти» с ним животных, птиц, фрукты, овощи, здания, цвета и проч. Нет смысла учить ребенка азбуке, если он плохо представляет, как выглядит медведь или голубь.
Буквы и слоги Чтобы не было проблем с чтением по слогам, учите буквы так, как они звучат, а не по их официальным названиям. Учите «рррр», а не «эр», «м», а не «эм». При обучении чтению по слогам – начинайте с простых слогов из двух букв – «ма-ма», «во-ля», «мы-ло». Чтобы ребенок лучше запомнил саму графическую форму нужно использовать при обучении тактильные игрушки – кубики, мозайки, пазлы, азбуки с наклейками, магнитами, карточки, азбуки-раскраски. Они же помогают при обучении чтению по слогам - ребенок переставляет буквы, учиться "связывать" отдельные буквы в слоги и слова. Занятия не должны быть долгими по времени, лучше останавливаться сразу, как почувствуете, что малыш устал. Можно заниматься всего 5-10 минут в день, но обязательно регулярно. В таком возрасте всё же информация еще легко «выветривается», поэтому если вы начали заниматься, а потом забросили, то не удивляйтесь, что по прошествии пары месяцев ребенок половину забыл.
Маленькие хитрости При обучении чтению используйте несложные «хитрости», лучше с поощрением. Например, вы можете написать на бумажке, где вы спрятали конфетку или маленький сюрприз. Пусть малыш сам прочитает и найдет. Когда ребенок уже научиться читать по слогам при чтении сказки на ночь просите прочитать его вслух небольшой кусочек, пока «мама устала и отдохнет». Оставляйте ребенку небольшие записки с просьбами что-то сделать. Обставляйте процесс чтения как игру. Например, можно использовать тексты детских пьесок, в которых одну из ролей будет играть малыш. Такая игра развивает еще и актерские способности. Подписывайте предметы обихода, детские игрушки – так ребенок будет запоминать целостное написание слов. |